Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Состояние правопорядка и законности в стране, стабильность работы правительства, действен¬ность управления, эффективность государственного руководства, престиж самого государства непо¬средственно зависят от того, как в этом государстве реализуется и как организована государственная власть. Поэтому, в первую очередь, первостепенное практически-теоретическое, а не толь¬ко абстрактное, значение приобретает проблема формы государства.
Понятие «форма государства» можно отнести к наиболее важным элементам системы теоретико-правовых знаний. Несмотря на многолетний опыт исследований, при определении данного термина возникает множество разногласий, вызванных многообразными причинами, анализ которых способствует поиску путей их преодоления и формированию единого подхода к определению исследуемого понятия. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации и структуре всего государственного механизма. Данная тема имеет актуальное значение для понимания происходящих сейчас изменений в современном мире. Форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при реализации формы государства.
Предметом исследования является нормативное закрепление формы государства в Российской Федерации и зарубежных странах.
Основной целью работы является комплексное исследование сущности и особенностей формы государства.
Для достижения поставленной цели использовались следующие задачи:
раскрыть понятие и сущность формы государства;
охарактеризовать форму правления как элемент формы государства;
раскрыть форму государственного устройства;
рассмотреть форму государственно-политического режима;
раскрыть форму российского государства.
Работа выполнена с помощью методов: логического, системного анализа и синтеза.
Говоря о степени научной разработанности данной темы, можно охарактеризовать ее как недостаточную. В современной литературе, проблема формы государства, представлена достаточно широким кругом источников. Однако, в работах основных авторов, тема раскрывается слишком обобщенно.
Вместе с тем, следует отметить, что наиболее полно, данная тема раскрывается в трудах таких авторов, как: А.С. Алексеев, Л.Н. Анисимов, Е.В. Богданов, В.Е. Гулиев, И.Н. Карпов, В.Е. Чиркин и других.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, конституции зарубежных стран.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие и сущность формы государства
Содержание государства характеризуется с помощью таких по¬нятий, как орган государства, аппарат государства, механизм государ¬ства. Вместе с тем государство обладает и формой. Анализ содержания государства выявил совокупность органов государства, но не ответил на вопрос о том, как эти органы организованы: в каком порядке они формируются, каковы формальные и реальные отношения между ними, как они рассредоточены по территории страны, какими мето¬дами они осуществляют власть в стране и как соотносятся с населе¬нием. На эти вопросы отвечает понятие «форма государства».
Форма государства — понятие собирательное, оно состоит из четырех элементов: формы правления, формы территориального устройства, формы государственного режима и формы политическо¬го режима.
Форма государства определяется её содержанием. Влияние на форму государства оказывают многие факторы: исторические усло¬вия возникновения и развития государства, культурные традиции, национальный состав населения, территориальные размеры и гео¬графическое положение страны, отношения государства с другими странами, особенно с соседями, — геополитические факторы. Нель¬зя правильно охарактеризовать, например, французскую республи¬ку, либо английскую парламентарную монархию, не учитывая этих факторов. При анализе формы государства следует помнить, что все государства развиваются не изолированно друг от друга: между ними возникают экономические, политические, культурные связи. Страны, ушедшие вперёд, влияют на специфику политических форм менее развитых государств.
Все страны и народы отличаются друг от друга. Невозможно на¬звать абсолютно тожественные государства по их форме. Вместе с тем теоретический анализ позволяет выделять общие свойства среди мно¬гообразных явлений. Так появляются некие «идеальные модели» — теоретические конструкции, которые характеризуют общие признаки нескольких сходных по своей форме государств: монархия, республи¬ка, федерация и т. д.
Заслуживающую внимания классификацию приводит В.Е. Чиркин. Он выделяет в качестве основных форм государства поликратическую (многовластную), монократическую (единовластную) и сег¬ментарную формы государства. Каждая из этих трёх форм имеет много разновидностей .
Поликратическая форма характеризуется разделением властей между различными органами государства (парламент — законода¬тельная власть; глава государства и правительство — исполнительная власть; независимые суды — судебная власть). Для этой формы ха¬рактерны система взаимных сдержек и противовесов ветвей власти, местное территориальное самоуправление, демократический поли¬тический режим.
Монократическая государственная форма отличается полновла¬стием определённого органа или должностного лица. Разделение властей отвергается, местное самоуправление не признаётся. Господ¬ствует государственная идеология, которая часто закреплена в кон¬ституции. Полнота государственной власти, как правило, принад¬лежит одному лицу. Например, такими властителями были фюрер в Германии, дуче в Италии, каудильо в Испании, абсолютный монарх в Саудовской Аравии и некоторых других мусульманских странах, В некоторых странах Африки (Гвинее, Заире, Малави, Тунисе, Кении и др.) власть принадлежала в прошлые годы «пожизненным прези¬дентам», которые одновременно были председателями единственной разрешенной (правящей) партии. В некоторых странах полновластие может принадлежать не одному должностному лицу, а определённой системе однородных органов, например советам в условиях тотали¬тарного социализма, хотя реальная власть принадлежит коммуни¬стической партии.
Сегментарная государственная форма занимает промежуточное положение между двумя предыдущими формами и соединяет в себе некоторые их черты. В данной форме соединяются элементы поликратии, монократии, демократии. Органы государственной власти формируются путём выборов, но выборы являются «управляемыми». Число партий, которые допускаются к участию в выборах, ограничено.
Например, в Индонезии до 1999 г. было три партии, в Нигерии — две, в Сенегале — четыре до введения многопартийности. Вместе с тем выборы в парламент не играют принципиальной роли. Решающая доля власти сосредоточена или в руках президента (многие президентские республики в Латинской Америке), или монарха (Иордания, Марокко), или иной структуры (сената и высших военных в Таиланде). Разделе¬ние властей признаётся в конституции, но фактически не реализуется. В территориальном устройстве такого государства на местах могут существовать выборные органы (советы, старосты), но их полномочия ограничены, а выборные главы советов, старосты утверждаются вы¬шестоящими начальниками органов исполнительной власти. Народ такой страны составляет в основном бедное и маргинальное население. Политическая активность граждан низкая.
Некоторыми специалистами в области теории государства, различаются форма государства в узком и широком смысле. Так, в узком смысле понимают форму правления как таковую, а в широком, - форму правления и форму государственного устройства. В данном контексте «политический режим рассматривается как самостоятельное государствоведческое понятие, характеризующее сущность государства или методы осуществления классового господства» .
Л.А. Морозова под формой государства трактует «особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру государственных органов, характер взаимоотношений государственных органов и населения, а также методы, способы и приемы, используемые для организующей и управленческой деятельности» .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. / Российская газета. 1993 г. 25 декабря.
Научная и учебная литература
2. Абдуллаев, М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – 4–е изд. / М.И. Абдуллаев – М.: Юрлитинформ, 2015. – 346 с.
3. Автономов, А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник / А.С. Автономов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2015. С. 252–256.
4. Зазанаев, О.И. Типология форм правления: работа над ошибками / О.И. Зазанаев // Полис. – 2016. – С. 100.
5. Кулапов, В.Л. Теория государства и права : учебник. / В. Л. Кулапов. – Саратов: Саратовская государственная академия права, 2015. – 520 с.
6. Лазарев, В.В. Теория государства и права: учебник для вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень. – М. : Издательство «Спарк», 1998. – 448 с.
7. Лядов, А.О. Право. / А О. Лядов, А.В. Евсеев, И.В. Петров. – СПб. : ИЭО СПбУТУиЭ, 2012. – 315 с.
8. Макиавелли, Н. Избранные произведения / Н. Макиавелли. – М. : Художественная литература,1982. – 231 с.
9. Максимов, А.А. К вопросу о факторах, определяющих форму правления в государстве в историко–правовом контексте / А.А. Максимов // Вестник Новгородского филиала РАНХиГС. – 2018. – Т. 7. – № 1–1 (9). – С. 181–188.
10. Малько, А. В. Теория государства и права : учеб. пособие / А. В. Малько, А. Ю. Саломатин. – М. : РИОР : ИНФРА – М, 2013. – 213 с.
11. Морозова, Л.А. Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозова. – М. : Российское юридическое образование, 2010.– 384 с.
12. Общая теория государства и права / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой. – Саратов, 2018. – С. 31.
13. Пиголкин, А.С. Теория государства и права / под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 452 с.
14. Плетников В.С., Плетникова М.С. Особенности интерпретации понятия «государство» в современной России // Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2019. – № 1. – С. 78.
15. Прокопович, Г.А. О роли государства и правительства в условиях сильно политизированной экономики / Г.А. Прокопович // Власть Закона. – 2015. – №2 (22). – С. 32–40.
16. Сергунова, А.С. Нетипичные формы правления в современном мире / А.С. Сергунова // Сборник по материалам Гайдаровских чтений : в 2–х томах. Под редакцией С.В. Приходько. – 2017. – С. 90–92.
17. Симонишвили, Л. Р. Формы правления. История и современность : учеб. пособие. / Л. Р. Симонишвили. – М. : Флинта : МПСИ, 2017. – 280 с.
18. Столяров, Д.А. Современные тенденции развития республиканской формы правления: постановка проблемы и практический анализ / Д.А. Столяров // Вестник Международного юридического института. – 2018. – № 2 (65). – С. 19–25.
19. Сырых, В.М. Теория государства и права: учебник для вузов / В.М. Сырых. М. : Юстицинформ, 2012. – 704 с.
20. Теория государства и права в 2 т. Том 1. Общая часть / под общ. ред. А.П. Альбова, С.В. Николюкина. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 526 с.
21. Теория государства и права : учебник / под ред. д-ра юрид. наук, проф. Г.Г. Бернацкого. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2020. – 753 с.
22. Теория государства и права. Часть 1. Теория государства: учебник / под ред. М.Н. Марченко. – М. : Издательство «Зерцало–М», 2011. – 516 с.
23. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М. : Юристъ, 2003. – 592 с.
24. Тихомиров, Л.А. Монархическая государственность / Л.А. Тихомиров. – М.: Айрис – пресс, 2015. – 624 с.
25. Чернова, Э.Р. Классификация формы правления / Э.Р. Чернова // Аллея науки. – 2018. – Т. 1. № 7 (23). – С. 518–521.
26. Чиркин, В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве / В.Е. Чиркин // Государство и право. – 1994. – № 1. – С. 109–115.
27. Шестернина, Д.С. Форма государственного правления в Российской Федерации / Д.С. Шестернина // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 22 (34). – С. 54–57.